спросил 05 Ноя от Андрей в категории Защита прав потребителя
Я купил бытовую технику в магазине, а потом заметил, что цена на ценнике была ниже, чем та, по которой мне пробили на кассе. Когда я обратился к администратору, мне сказали, что это моя невнимательность и деньги никто возвращать не будет. Я слышал, что это может подпадать под статью 200 УК РФ об обмане потребителей. Подскажите, действительно ли это уголовное преступление и что мне делать, чтобы защитить свои права?

1 Ответ

ответил 05 Ноя от Павел Мельников

Статья 200 Уголовного кодекса РФ действительно регулирует ответственность за обман потребителей. Однако важно понимать, что такое деяние должно иметь признаки именно уголовного преступления, а не просто нарушения закона о защите прав потребителей.

1. Когда наступает уголовная ответственность:

  • Если продавец умышленно вводит покупателя в заблуждение относительно количества, качества или стоимости товара;
  • Если обман носит систематический характер или совершается в крупном размере;
  • Если действия продавца направлены на незаконное получение выгоды от большого числа потребителей.

В вашем случае, если речь идёт о разовом эпизоде (неправильный ценник, ошибка кассира или нежелание администратора исправить ситуацию), то, скорее всего, это административное нарушение или нарушение Закона «О защите прав потребителей», а не уголовное преступление.

2. Что можно сделать:

  1. Сделайте фото ценника и кассового чека – это доказательства расхождения цены.
  2. Обратитесь к руководителю магазина с письменной претензией, потребуйте вернуть переплату. Претензию составьте в двух экземплярах, на вашем пусть поставят отметку о получении.
  3. Если в течение 10 дней не вернут деньги – направьте жалобу в Роспотребнадзор и в прокуратуру.
  4. При систематическом характере обмана (если магазин постоянно «накручивает» цену) можно подать заявление в полицию – тогда сотрудники проверят, есть ли признаки состава преступления, предусмотренного ст. 200 УК РФ.

3. Ответственность по статье 200 УК РФ:

  • штраф до 300 000 рублей или в размере дохода за период до двух лет;
  • обязательные работы до 360 часов;
  • или арест до двух лет.

4. Практический совет: чаще всего такие ситуации решаются в досудебном порядке. Если магазин дорожит репутацией, они вернут разницу добровольно. Но если вы видите, что обман носит преднамеренный характер или повторяется, стоит добиваться проведения проверки и привлечения виновных лиц к ответственности.

Таким образом, в вашем случае сначала нужно зафиксировать факт нарушения и направить претензию. Если окажется, что магазин действует по такой схеме постоянно, тогда действительно можно говорить об уголовной составляющей и ссылаться на ст. 200 УК РФ.

...